Задержка психического развития (ЗПР) у детей – это состояние, характеризующееся низким уровнем внимания, памяти, мышления, а также отставанием в становлении чувств, эмоций и волевых проявлений, которые вместе должны формировать индивидуальность человека, его ценности, жизненные установки и мотивации.
Узнайте про Нейропорт больше при ЗРР, ЗПР, ЗПРР, заикание.
Большинство родителей, чьим детям был поставлен диагноз ЗПР, могут бояться, что их ребенок никогда не вырастет полноценным человеком, не сможет общаться на одном уровне с родными и сверстниками, учиться, а впоследствии и работать. Но нужно знать и помнить, что нарушенные во время беременности или процесса рождения функции психики при ЗПР могут корректироваться и совершенствоваться практически до состояния нормы, это обратимое нарушение, в отличии от нарушений при олигофрении.
ЗПР у детей можно разделить на четыре типа:
– конституциональный – обычно обусловлен наследственностью, замедлен процесс формирования ЦНС, сопровождается психическим инфантилизмом (поведение ребенка не соответствует его возрасту, но физическое развитие остается в норме) или психофизическим инфантилизмом (задержка не только эмоциональной сферы, но и физического развития), вследствие чего снижена функция внимания и памяти, вместо обучения у ребенка преобладают игровые интересы, а поведение непосредственно и эмоционально нестабильно;
– психогенный – ребенок физиологически здоров, но на фоне неблагоприятных социальных условий развивается инфантильность, снижается интеллект, возникает невозможность концентрации внимания, а при жестоком обращении с ребенком возможно безволие, зацикленность на собственных эмоциях;
– соматогенный – не передается наследственным путем, рождаются дети с таким типом ЗПР здоровыми, но вследствие тяжелых затяжных болезней, из-за долгого нахождения в стационарах, социальной изолированности происходит задержка развития ЦНС, при этом у ребенка снижается работоспособность, ухудшается память, не сформированы навыки деятельности;
– церебрально-органический – самый распространенный тип, возникает по причине негрубого поражения головного мозга из-за патологий беременности и травм при родах, проявляется в разных сферах психики, при этом у ребенка не сформирована эмоционально-волевая сфера, и отсутствует познавательная деятельность, такие дети быстро утомляемы, снижен уровень их памяти и внимания.
Особенности детей с ЗПР.
Нарушение интеллектуального развития у детей с ЗПР не является самым сложным, но проблема состоит в том, что затронуты все функции психики, одновременно страдают восприятие, внимание, память, мышление и речь.
Ребенок не может воспринимать информацию или образы целостно, так как совместно зрительные и слуховые анализаторы не работают. Вследствие чего возможно только неточное восприятие информации фрагментами, не складывающимися в единую картину. Также нет возможности выделить определенные части из единого образа.
Концентрация внимания поверхностна и кратковременна. Переключить внимание ребенка с ЗПР может любой незначительный стимул, так как нет понимания значимости задач.
Запоминание информации происходит фрагментно, при этом отсутствует избирательность, зрительные образы запоминаются лучше, чем слуховые стимулы. Очень низкий самоконтроль и самоорганизация в процессе обучения.
Образное мышление нарушено сильнее всего из-за невозможности восприятия целостных образов, чаще всего дети с ЗПР используют наглядно-действенное мышление. Отсутствует способность структурировать информацию, строить логические цепочки, делать выводы.
Коррекция задержки психического развития направлена на то, чтобы изменить структуру психической деятельности, восстановить или уменьшить отставание в развитии. Для этого необходимо участие таких специалистов, как психологи, педагоги, логопеды, медицинские работники. Процесс коррекции должен быть целостным и его нельзя прерывать. Семья должна принимать непосредственное участие в этом процессе и создавать благоприятную атмосферу для развития ребенка.
Коррекционная программа для детей с ЗПР подбирается для каждого индивидуально в зависимости от типа отклонения и направленности воздействия. Эти программы рассчитаны на развитие психических функций, а также становление эмоционально-волевой, сенсорной и моторных сфер. Для развития каждой сферы есть огромное количество методик, к которым также относятся арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия. Но любая из методик, на что бы она не была направлена, станет намного эффективнее, если проводить занятия, используя тренажер-нейростимулятор Нейропорт. Тренажер помещается на язык и не только не мешает, а позволяет получить просто потрясающие результаты.
Наполняя нервную систему электрическими импульсами, которые генерируются на необходимых участках, нейростимулятор заставляет активизироваться весь мозг, в результате чего ускоряется восприятие информации, различные анализаторы начинают работать, как единое целое, внимание становится более устойчивым и углубленным, повышается мыслительная активность.
Эффект от использования Нейропорта сохраняется и после его удаления, поэтому коррекционные упражнения нужно проводить сначала с прибором, а потом без него.
Задания для детей с ЗПР, которые нужно проводить с Нейропортом для восстановления мышления:
- Необходимо отыскать клад в комнате, для этого ребёнку показывается карта этой комнаты, где отмечено местонахождение клада.
- Нужно отгадать предмет, загаданный педагогом, при этом ребенок должен задавать вопросы о свойствах этого предмета.
- Педагог без слов изображает животное, которое ребенок должен угадать, и наоборот.
Задания для детей с ЗПР, которые нужно проводить с Нейропортом для восстановления воображения:
- Педагог рассказывает словами о каком-либо сказочном животном, а ребенку необходимо отгадать это животное.
- Ребенку предлагается завершить начатый, но не законченный рисунок.
- Ребенку предлагается цветок с лепестками разного цвета, ему необходимо придумать, что произойдет с этими лепестками дальше.
Здесь приведены примеры игровой терапии, но с помощью Нейропорта можно сделать более эффективной не только ее, а абсолютно любые развивающие занятия с ребенком, у которого ЗПР, пусть то чтение, рисование, заучивание стихов и прочее. Невозможно не заметить, насколько более действенным и продуктивным станет любое упражнение, выполненное с тренажером Нейропорт.
ЗПР – не приговор! Это обратимый и корректируемый процесс, и чем раньше обратиться к специалистам за помощью и начать занятия по развитию ребенка, тем быстрее и явнее будет результат.