Метод транслингвальной нейростимуляции в комплексной системе преодоления орально-артикуляционной апраксии у детей

Данилов Ю.П., Шевцова Е.Е., Золотенкова А.А.

Аннотация. При экспрессивных речевых расстройствах ядром нарушения является несформированность языковых операций производства высказывания (фонетических, лексических, грамматических). Афферентные нарушения у детей возникают чаще в результате   аморфно-функциональной незрелости постцентральных участков коры головного мозга, расположенных в нижнетеменном отделе левого полушария. Эта зона отвечает за кинестетический контроль речевой программы. При ее повреждении наступает афферентная орально-артикуляторная апраксия, при которой ребенок испытывает сложности с нахождением артикуляционных поз, воспроизведении слов и фраз.

 

Annotation.. In case of expressive speech disorders, the core of the disorder is the unformed language operations of speech production (phonetic, lexical, grammatical). Afferent disorders in children occur more often as a result of amorphous functional immaturity of postcentral parts of the cerebral cortex located in the lower seminal part of the left hemisphere. This zone is responsible for the kinesthetic control of the speech program. When damage occurs afferent oral-articulatory apraxia, where a child is experiencing difficulty finding articulatory postures, the play of words and phrases.

 

В последнее время увеличилось количество детей с поражением в эмбриогенезе жизненно важных функций, в том числе и высших психических функций, включая речь.   На развитие функции речи влияет множество факторов. Одной из основных причин дисфункции центральной нервной системы является перинатальная патология, которая формирует функциональную несостоятельность различных уровней регуляции, в том числе и регуляции сосудистого тонуса на уровне церебральной гемодинамики. У детей задержка развития речи, дефекты артикуляции почти всегда связаны с нарушением кровообращения головного мозга и аморфно-функциональной незрелостью кортикальных структур головного мозга. Расторможенное поведение, гиперактивность, повышенная капризность, утомляемость чаще всего являются следствием регуляторно – нейродинамической дефицитарности.

При экспрессивных речевых расстройствах ядром нарушения является несформированность языковых операций производства высказывания (фонетических, лексических, грамматических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения высказывания. Большинство авторов  (Е.Ф. Соботович, Р.А.Юрова, В.А.Ковшиков, В.П.Глухов, В.К.Воробьева, Г.В.Чиркина и пр.), связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы.

При афферентной моторной алалии механизм нарушения речи сводится к кинестетической апраксии, при эфферентной — к кинетической апраксии (по аналогии с афазией).

Афферентные нарушения у детей, которые приводят к отсутствию или грубому нарушению самостоятельной речи ребенка, возникают чаще в результате   аморфно-функциональной незрелости постцентральных участков коры головного мозга, расположенных в нижнетеменном отделе левого полушария. Эта зона отвечает за кинестетический контроль речевой программы. При ее повреждении наступает афферентная орально-артикуляторная апраксия, при которой ребенок испытывает сложности с нахождением артикуляционных поз, воспроизведении слов и фраз.  Для раннего анамнеза  детей с орально-артикуляционной апраксией одинаково характерны как антенатальные, так и интранатальные патологические влияния, которые  приводят к развитию гипоксии.  Внутриутробная гипоксия в сочетании с острой асфиксией и травматическими повреждениями в родах замедляют формирование, дифференциацию, особенно третичных структур коры  головного   мозга  и ее созревание.  На очаговые  изменения коры  указывают  ЭЭГ – данные [6].  Несмотря на большое разнообразие форм поражения мозговых сосудов, ведущим фактором  в механизме поражения мозга является гипоксия. К основным причинам этого нарушения следует отнести осложнения: стимуляция в родах по поводу слабости или дискоординации родовой деятельности,   стремительные роды, применение в родах пособия по Кристеллеру, что зачастую осложняется травмой шейного  отдела и, соответственно,  поражением артерий,  обеспечивающих кровоснабжение стволовых структур [14].

Гипотеза исследования: раннее и интенсивное начало коррекционных психолого-педагогических мероприятий, наряду с нейромоторной реабилитацией и лечебным процессом,  будет способствовать улучшению реабилитационного прогноза детей с церебральной дефицитарностью различного генеза с учетом индивидуальных ресурсов и компенсаторных возможностей.

Логопедическая (психолого-педагогическая) реабилитация предусматривает такую организацию деятельности специалистовпри которой максимально реализован принцип междисциплинарного и комплексного подхода к коррекционному обучению с учетом онтогенетических закономерностей развития. Проведение психолого-логопедических мероприятий с детьми осуществляется после комплексного медико-психолого-педагогического обследования, по результатам которого  составляется индивидуальная (персонифицированная)  программа коррекционного обучения.

В программу  включены такие виды коррекции, как:

  • дифференцированный логопедический массаж, направленный на формирование соматогностических функций, развитие вкусовых ощущений, кинестетической обратной связи и орально-артикуляционных укладов,;
  • пассивная и активная артикуляционная гимнастика для формирование оральных поз; развитие символического праксиса;
  • использование постуральных методик;
  • формирование артикуляционных укладов;
  • мультисенсорная стимуляция (зрительная, слуховая, тактильная);
  • развитие двигательных навыков.

Работа с пациентами при отсутствии сотрудничества (с низким уровнем сознания, в вегетативном состоянии) заключается в проведении дифференцированного логопедического  массажа; в проведении пассивной артикуляционной гимнастики;  в получении ориентировочных реакций на  различные раздражители; в использовании постуральных методик.

Комплексно логопед проводит стимуляцию различных анализаторов (зрительного,  слухового, обонятельного и т.д). Коррекционную  работу  по  растормаживанию речи (звукоподражания, имитация, вокал), а также других высших психических функций (ВПФ).  В процессе предметно-практической деятельности (ППД) логопед-дефектолог осуществляет реабилитационную работу по формированию мануальных и когнитивных функций в синдроме речевой патологии.

Наряду с традиционными методами в коррекционной работе  применяются стандартизированные компьютерные программы для формированиия отдельных психических функций, а также аппаратная методика  транслингвальной  нейростимуляции «Нейропорт». Отличительными особенностями методики является неинвазивное и физиологическое воздействие.

В рамках поисковой научной темы «Неинвазивная стимуляция пациентов в процессе нейрореабилитации» исследование осуществляется сотрудниками лаборатории восстановления глотания, фонации и речи ФНКЦ РР с пациентами с последствием очагового поражения ЦНС, а также логопедами-дефектологами Детского реабилитационного центра «Ковчег» Федерального фонда «Наследие отечества».  Новым направлением преодоления нарушений когнитивных и нейромоторных функций, основанным на восстановлении кинестетической (афферентной) обратной связи, является  аппаратная методика транслингвальной нейростимуляции Brainport (современная модификация «Нейропорт»). В настоящее время имеются данные североамериканских, европейских и отечественных клиник, посвященные изучению эффективности и механизмов действия данной методики на пациентах с последствиями черепно-мозговой травмы, ОНМК,  демиелинизирующими и дегенеративными заболеваниями, вестибулярными нарушениями. Данный метод реабилитации основан на активизации ядер ствола мозга (тройничного, лицевого, подъязычного нерва), мозжечка, таламуса, постцентральных нижнетеменных отделов коры головного мозга. Согласно современным представлениям о нейрофизиологических механизмах восстановления нарушенных функций, сложившимся в рамках концепции нейропластичности, компенсаторные возможности и реабилитационный потенциал тесно связаны с  имеющейся способностью к значительным функциональным перестройкам корковых связей, обозначаемых термином «пластичность мозга». Данные исследований связывают процесс преобразования синаптических соединений и реорганизацию кортикальных полей у детей и взрослых с феноменом долговременной потенциации (ДП), сущность которого состоит в длительном увеличении нейронной активности  определенной структуры после стимуляции ее афферентного входа. Именно этот механизм обеспечивает возможность восстановления синаптических связей по мере снижения отека мозга и способствует  формированию денервационной гиперчувствительности, при которой образуются новые рецепторные каналы.  Восстановительное и коррекционное обучение осуществляется по специальной, зара­нее разработанной программе. Комплексная стимуляция позволяет активировать нейромедиаторные, моторные, сенсорные и когнитивные функции, а также функцию жевания и глотания.

В ФНКЦ РР и в ДРЦ «Ковчег» транслингвальная нейростимуляция с применением технологии «Нейропорт» осуществляются в процессе тактильной, обонятельной, вкусовой и аудиовизуальной стимуляции в сочетании с дифференцированным логопедическим массажем. Возможности учета динамических изменений функциональной активности коры и объективизации ответной реакции мозга на вмешательство предоставляет методика оценка ваго-симпатического статуса, основанная на вариабильности сердечного ритма при помощи аппарата ANI. Известно, что ваго-симпатическая реакция (ВСР)  связана с функционированием сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы, эмоциональной и нейрокогнитивной регуляцией работы организма. Вариабельность сердечного ритма (ВСР) может служить показателем способности к социальной адаптации и нейрокогнитивной функции и связана биологической обратной связью ВСР. Биологическая обратная связь ВСР может быть полезной методикой реабилитации у пациентов с повреждениями головного мозга. ANI –мониторинг позволяет оценить состояние ноцицептивной системы. ANI – monitor также отражает реакцию пациента на стресс и на любые другие внешние раздражения, влияющие на “комфорт” пациента. “Комфорт” это состояние, при котором активность ЦНС и ВНС находится в нормальных пределах, а действие раздражителя не вызывает выраженной реакции на стимул. Подтвердить и оптимизировать эффективность мониторинга уровня “комфорта” и определить его роль в коррекции безречевых детей и пациентов в состоянии минимального сознания.

В 2017-18 г.г. было исследовано 18 детей с 1- 2 уровнем речевого развития. Всем проводили оценку вагосимпатического статуса методом ANI в покое и с использованием различных воздействий:  методика «Нейропорт» в сочетании с тактильной, вкусовой, обонятельной, аудивизуальной, ритмической двигательной стимуляцией.

Формирующий эффект достигается за счет введения но­вых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых и гностико-праксических операций — как внутри одного анализатора, так и с привлечением других неповрежденных анализаторов [8,12].

Работа по восстановлению нарушенных неречевых функций требует соблюдения общих принципов восстановительного обуче­ния — этапности, системности, дифференцированности, опоры на сохранные анализаторы и, следовательно, на непо­страдавшие звенья деятельности с целью осуществления функции на новых, компенсаторных началах [14,20].        Сенсорная стимуляция  включает специфические приемы коррекционного и восстановительного обучения, рассчитанные на восприятие стимульного материала.

В ходе исследования были выявлены следующие типы реакций:

  • увеличение ANI при звуковой стимуляции (45%),
  • световой стимуляции (100%),
  • вкусовая стимуляция (50%),
  • улучшение орофарингеальной фазы глотания (27%),
  • логопедический массаж (48%),
  • музыкально-ритмическая стимуляция в сочетании с перекрестными движениями рук и ног (45%).

Таким образом, в ходе исследования была подтверждена эффективность использования методики транслингвальной нейростимуляции и ANI как метода динамического наблюдения, коррекции и оптимизации лечебно-реабилитационных мероприятий, повышающих уровень «комфорта» и оказывающих влияние на результат коррекционного обучения.

Изучение опыта применения мультисенсорной нейростимуляции в сочетании с транслингвальной нейростимуляцией  на определенных этапах коррекционной работы показало, что данная методика способствует формированию и восстановлению орально-артикуляционного праксиса.  Может рассматриваться в настоящее время в качестве перспективного направления коррекции и реабилитации детей и взрослых с повреждением кортикальных и субкортикальных отделов головного мозга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Доброхотова Т.А. Психостимулотерапия (ПСТ)//Нейротравматология: Справочник/Под ред. А.Н. Коновалова, Л.Б. Лихтермана, А.А. Потапова. Ростов-н-Д.: Феникс, 1999. С. 211-213.
  2. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984. – С. 306.
  3. Бенилова С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы. – М.: Книголюб, 2005. – С. 55.
  4. Глезерман Т.Б., Красов В.А., Дмитрова Е.Д. Нейропсихологическое изучение состояния легкого интеллектуального недоразвития у детой // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1987. – № 3. – С. 380.
  5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1985.
  6. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980. – № 3. – С. 407–412.
  7. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982. – С. 5–21.
  8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. – М., 1993. – С. 12, 14–17, 58–61, 85.
  9. Шухова Е.В. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. – М.: Медицина, 1979. – С. 21.
  10. Danilov Y, Tyler, ME, Skinner, KL, Hogle, RA, Bach-y-Rita P. Efficacy of 2 electrotactile vestibular substitution in patients with peripheral and central 3 vestibular loss // J Vest Restor, 2007. V17
  11. Hebb D.O. The effects of early experience on problem solving at maturity. Am. Psychol. 1947; 2: 737-745
  12. Holloway R.L. Dendritic branching: some preliminary results of training and complexity in rat visual cortex. Brain Res. 1966; 2: 393-396.
  13. Ingall T., Asplund K., Mahonen M. et al. A multinational comparison of subarachnoid hemorrhage epidemiology in the WHO MONICA stroke study. Stroke 2000; 31: 1054
  14. Wildenberg, J.C, Tyler M.E, Danilov Y.P, Kaczmarek K.A, Meyerand M.E. 8 Sustained cortical and subcortical neuromodulation induced by electrical tongue 9 stimulation // Brain Image Behaviour, 2010. V3-4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code